Обряды шоок и шачыг. Обрядовый напиток — абыртка.

Обряды шоок и шачыг. Обрядовый напиток — абыртка.

Статья научного сотрудника В. А. Байлагашева.

    Шачығ / Шоок. (Окропление)

    В этнографической литературе эти обряды называют кроплением.

    Рис.1 Фото Н.П. Дыренковой: «Кропление духам местности на благополучный урожай»

    Сегодня уже трудно сказать, в чем заключается разница между шоок и шачығ. Есть мнение, что это одно и то же. Другие исследователи полагают, что это разные обряды, но чем именно они различаются, четко определить не могут. Однако есть один обряд, о котором всегда говорят – шоок.

    Если человеку подают на встрече или праздновании пиалу с артпой (легкий алкогольный напиток), прежде, чем выпить, он может совершить шоок – благопожелание или на поминание предков (кости).

    На благопожелание хозяину дома, земле, где этот дом стоит, шоок делается следующим образом. Повернувшись на восток, пиалу берут в левую руку, при этом  безымянный палец правой руки слегка окунают в пиалу с артпой и брызгают в сторону востока, затем, вновь слегка касаясь напитка, кропят в сторону юга, через левое плечо, не поворачиваясь, – на запад и на север. При этом произносят благопожелания или молитву. Безымянный палец – это олицетворение Верхнего мира.

    Если человек на поминках поминает усопшего, то шоок делают иначе: пиалу берут в левую руку, но окунают мизинец правой руки, а кропят просто к полу или земле, встряхивая руку три или семь раз, желая при этом хорошего душе усопшего. Мизинец олицетворяет Нижний мир.

    Теперь рассмотрим приведенную выше фотографию Н.П.Дыренковой (рис.1)

    На снимке женщина, стоя внутри ограды (шеден), держа в руке черпак, совершает обряд, брызгая ритуальным напитком из туеса.

    Абыртка.

    Теперь обратим внимание на то, какой напиток используют при указанных обрядах.

    «Другое родовое моление – «шачил» (шачығ) было связано с почитанием березы. Совершался этот обряд летом в Николин день или Троицу.

    Рано утром два «выборных» с туесами обходили дома, собирали в них «абыртку» [1,С.121] – Кимеев.

    Таким образом, можно с уверенностью говорить, что в туесе у женщины абыртка. Откроем словарь В.Вербицкого:

    «Абыртка – брага без хмеля, употребляемая при шаманстве, у Кондомцев – из кандыка».[2,С.5] – Вербицкий.

    Обратим внимание на следующее:

    1 «без хмеля»

    2. «употребляемая при шаманстве».

    3. «у Кондомцев – из кандыка».

    Этнографы делят шорцев на Кондомских и Мрасских по рекам, на которых они живут. Вербицкий же подчеркивает, что у Кондомцев делают абыртку из кандыка. Возможно ли допустить, что Мрасские шорцы делают абыртку из чего-то другого?

    Обратим внимание на само название напитка – абыртка.

    Когда шорцы желают человеку благополучия, мира и здоровья, то говорят: «Абыр пол», «Абыр-қазық чöрбööдÿр».

    Вновь откроем словарь Вербицкого:

    «Абыр – благополучие, согласие, мир, спокойствие».[2,С.4]

    Значит, это название не случайно.

    Абыртка готовится из проросших семян ячменя. Шорцы считали, что когда в семени проклюнется росток – значит, пробудилась дремлющая  жизненная сила кут. К этой силе  приобщались, как могли и как умели, в том числе и через напиток абыртка.

    По народному представлению в семени скрыта таинственная сила, благодаря которому семя прорастает. Называли эту силу – қут.

    Именно поэтому посыпали могилы зернами в надежде на очищение и возрождение.

    «По воспоминаниям пожилых людей, когда человека хоронили, посыпали пшеницей, чтобы все грязное вышло… Обычай посыпать умершего зерном (чаще — просом) существовал и у тувинцев. В. П. Дьяконова пишет: «Мы зафиксировали его при похоронах детей, которых посыпали зернами проса и ячменя, при похоронах взрослых (в Эрзинском районе и в районе Сут-Холя) и даже при погребении лам. Как выясняется, на территории Тувы исторические корни этого обычая уходят в гуннскую древность…». Способность зерна, погребенного в землю, воспроизводить себя в побеге, проецировалась на человеческую природу. Так сила жизни торжествовала над смертью» [3,С.46] – Сагалаев.

    Суть абыртки в том, что сила семян переходит в напиток, наполняя его чудодейственной силой – очистительной и целебной, – и делая его, таким образом, священным. Именно поэтому абырткой проводили кропления во время обрядов.

    Но поскольку Вербицкий отмечает обычай кондомцев делать абыртку из кандыка, у нас возникло желание прояснить этот вопрос и пообщаться с людьми, живущими по Кондоме. Оказалось, что сегодня большинство из них (как и на Мрассе) вообще не знают, что такое абыртка; некоторые путали ее с артпой. Но, тем не менее, удалось найти человека,  готовящего абыртку по старинному рецепту из ячменя.

    Артпа – алкогольный напиток, в ингредиенты приготовления которого входит картофель. Вот ее-то, по версии этнографов, шорцам привез Вербицкий.

    Легенда гласит, что Вербицкий привез мешок картошки в деревню, рассказал и показал, как надо ее сажать, оставил мешок на пашне и уехал. Осенью решил проверить, каков урожай. Приехал – а мешок как был им оставлен, так и стоит.

    –  Отчего не сажали? – возмутился он.

    – Сажали, – ответили ему. – Да картошка в земле пищит!

    Предположим, как и В. Вербицкий, что это народные суеверия. Но, как же ему удалось убедить шорцев сажать картошку?

    У Радлова имеется следующая запись.

    «Из съедобных корней, употребляемых шорцами в пищу, мне показали… корни кандыка, которые в жареном виде напоминают вкус картофеля… Ячмень здесь едят по-разному…» [4,С.207] — Радлов

    В состав артпы, помимо солода из ячменя и хмеля, входит и картофель. Если корни кандыка «напоминают вкус картофеля», то вполне возможно, что до его появления использовали как раз корни кандыка. О чем и пишет Вербицкий путая с абырткой.

    Сегодня шорцы убеждены, что алкогольный напиток артпа испокон веков готовится на картошке.

    У Кимеева по поводу рецепта абыртки находим следующее:

    «Основная пища шорцев в конце 19 – начале 20 вв. … мука из обжаренных зерен ячменя «талкан» и ячменная крупа «шырақ» [1,С.107]

    «Из «абыртки» – настоя с ячменным солодом и мукой – приготовляли «араку» [1,С.109].

    Значит, из проросших семян ячменя готовили солод (уут по-шорски) и добавляли ячменную муку «талкан».

    Это и есть рецепт приготовления «абыртки».

    Итак, благодаря записям этнографа Кимеева Валерия Макаровича мы убедились, что абыртка готовится из ячменя без картофеля и хмеля.

    О том, что мрасские готовят абыртку из ячменя подтверждает и Потапов: «Так, жители верховьев реки Мрассы, шорцы рода Кый, устраивали моления горам и водам (taglarga, suglarga) с просьбами о благополучии, об обилии хозяйственной жизни. Моление совершал кам (шаман), за отсутствием кама старший в роде. Моление происходило под березовым деревом и называлось «şacъg» (шачығ).

    Горам и водам приносилась жертва из ячменной браги (abъrtkъ), которой брызгали по сторонам» [5,С.172] – Потапов.

    Значит, шаман по-шорски – кам. Поэтому в высказывании В.И.Вербицкого заменим слово шаман на слово кам: Абыртка брага без хмеля, употребляемая при обрядах кама»

    В 448 году н.э. в составе делегации римлян к гуннам был Приск. Он оставил запись о напитке гуннов из ячменя под названием κάμον «камов»[10]

    ένοένδε έπορευόμεοα όδόν όμαλήν, εν πεδίφ κειμένην, ναυσιπόροις τε* προσεβάλομεν ποταμοίς, ων οι μέγιστοι μετά τον Ίστρον δ τε Δρήκων λεγόμενος και ό Τίγας και ó Τιφήσας11 ην. καϊ τούτους μεν έπεραιώοημεν τοϊς μονοξυλοις πλοίοις, ο\ς οϊ προσοικοϋντες τους ποταμούς κέχρηνται· τους δε λοιπούς τοις σχεδίαις διεπλεύσαμεν, δς έπϊ των αμαξών οϊ βάρβαροι δια τους λιμνάζοντας φέρουσι τόπους, έχορηγοΰντο δε ήμίν κατά κώμας τροφοί, άντϊ μεν σίτου κέγχρος», άντϊ δε οίνου ό μέδος έπιχωρίως καλούμενος, έκομίζοντο δε καϊ οί επόμενοι ήμΐν ύπηρέται κέγχρον καϊ το εκ κριτών χορηγούμενοι πόμα κάμον οϊ βάρβαροι καλοΰσιν αυτό*1, μακράν δε άνύσαντες όδόν περί δείλην όψίαν κατεσκηνώσαμεν προς λίμνη τινί, πότιμον 6δωρ έχούση, δπερ οϊ της πλησίον ύδρεύοντο κώμης. [11]

    «В селениях нам доставляли пищу, вместо [зерна] пшеницы – просо, а вместо вина – медос, называемый [так] по-туземному. А также следовавшие за нами слуги получали просо и снабжались напитком из ячменя; «камон» называют его варвары»

    Напиток гуннов из ячменя, под названием камов – это, скорее и есть, шаманская брага. А шаманская брага – это абыртка. Следовательно, можно предположить, что напиток, которым угощали слуг Приска –абыртка.

    Но тогда, правда, возникает вопрос: почему называли камов, а не абыртка?

    Ответ подсказывают нам современные этнографы, которые своей наблюдательностью видели, что кам при обрядах использует специальный напиток, который они называли шаманской брагой, либо брагой кама.

    О чем нам это говорит? Это говорит о том, что жители селений, скорее всего, этнически были не гунны, но очень хорошо знающие культуру гуннов. И объясняли, что за напиток они подают. Напиток kάμον, это значит напиток, используемый при обрядах кама.

    Kάμον, это по-гречески, на языке Приска. А на языке кузнецких татар-шорцев κάμον будет выглядеть так: қамоның, қамның.

    Если ««камон» называют его варвары», то по-шорски–қамоң (разг).Ударение падает на первый слог, буква о слегка съедается. В таком случае переводиться будет как — твой шаман.

    Сеең қамоң – твой шаман  (разг.)

    Литература:

    1. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.- 188 с.

    2. Вербицкий В.А. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Горно-Алтайск, Ак Чечек, 2005. – 496 с.

    3. Сагалаев А.М. Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. — Новосибирск. «Наука», 1990. — 200 с.

    4. Радлов В.В. Из Сибири. Москва. «Наука», 1989.– 749 с.

    5. Потапов Л.П. Очерки по истории Шории. Москва. Академии Наук СССР, 1936 – 172 с.

    6. http://izvestia-soigsi.ru/ru/archive/-23-62-2017/471-tualagov

    7. https://textarchive.ru/c-1115377-p8.html    (Свод древнейших письменных известий о славянах corpustestimoniorumvetustissimprumadhistoriamslavicampertinentium)