День памяти
Ежегодно 30 октября в музее проходят мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий – одной из самых трагичных страниц летописи нашей страны. Начиная с 1991 года, ежегодно 30-е октября стал днем памяти жертв политических репрессий. На территории всей страны проводятся мероприятия, где люди разных поколений собираются, чтобы почтить память людей, прошедших через испытания, посланные им историей. Миллионы семей пострадали от политических репрессий.
Репрессия – кара власти над людьми за действия против неё, но подавляющее большинство, ни о каких действиях против власти не помышляли. Не боролись против власти маршалы и генералы, поэты, артисты, генетики, физики, астрономы, историки, не говоря уже о миллионах репрессированных по национальному признаку, раскулаченных крестьян и пленных солдат, отдававших свою жизнь, защищая свой народ и свою Родину!
- День памяти 2012 1
- День памяти 2012 2
- День памяти 2012 3
- День памяти 2012 4
- день памяти 2012 5
- день памяти 2012 6
- день памяти 2013-2014 1
- день памяти 2013-2014 2
- День памяти 2013-2014 3
- день памяти 2019 год
- День памяти в школе-интернат № 3 г. Таштагола минута молчания октябрь 2019
- день памяти октябрь 2019 года
- Камил Анатольевич Дьяков
Красная горка
«Красная горка» — это православный праздник, который известен ещё со времен Киевской Руси. Этот праздник отмечался только славянскими народами и связан он с пасхальными торжествами. Празднуется в первое воскресенье после Пасхи. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. А еще «Красная горка» считался девичьим праздником. В этот день проводились массовые гуляния игры, хороводы, сватовство, песнопения.
Наши предки водили хороводы, пели песни-веснянки, закликали весну. Играли в народные игры, бились яйцами. Одним из символов пасхальных праздников являются яйца. В старину крашеное яйцо на Пасху дарили друг другу. И обязательным было то, что яйцо должно было быть красного цвета.
Купальские забавы
Купальские забавы – это традиционный праздник июля. Ежегодно с 2011 года праздник проходит для жителей и гостей поселка на берегу реки Мрас-Су. Люди специально приезжают на праздник из разных населенных пунктов нашей области.
Праздник Ивана Купала возник в дохристианское время, когда славяне поклонялись языческим богам. Жизнь их была тесно связана с природой, а быт наполнен различными обычаями и поверьями.
По старому стилю Иван Купала выпадал на 23 июня – день летнего солнцестояния, с появлением христианства первоначальный смысл был утрачен. После крещения Руси праздник совпал с Рождеством Иоанна Крестителя – 7 июля, хотя большинство традиций осталось – обливание водой, прыжки через костры, сбор целебных трав, пускание венков на воду и др. Вот и музейное мероприятие ежегодно проходит в соответствии со всеми древними традициями.
- IMG_5463
- IMG_5476
- Купальские забавы 2011 год 1
- Купальские забавы 2011 год 2
- Купальские забавы 2011 год 3
- Купальские забавы 2011 год 4
- Купальские забавы 2011 год 5
- Купальские забавы 2013 год 1
- Купальские забавы 2013 год 2
- Купальские забавы 2015 6
- Купальские забавы 2015 год 1
- Купальские забавы 2015 год 2
- Купальские забавы 2019 1
- Купальские забавы 2019 2
- Купальские забавы 2019 3
Праздник улицы
- Праздник улицы в парке Юбилейный 2015 год
- dav
- dav
- глава Топаков В.А. поздравляет жителей ул. Арбачакова
- И снова за одним столом собираемся мы вместе. Праздник улицы 2018
- Подрастающее поколение улицы Григорьева. август 2014 года
- dav
- Праздник улицы 2014 год
- Праздник улицы 2014
- Праздник улицы 2018 года
- праздник улицы август
Чыл-пажи
С марта 2011 года сотрудниками музея-заповедника «Трехречье» начат цикл мероприятий, посвященный празднованию Нового года по тюркскому календарю, который приходится на день весеннего равноденствия. Вот уже 10 лет ежегодно на разных площадках района сотрудники музея проводят этот чудесный весенний праздник.
Помощь в проведении праздника осуществляют сотрудники сельского дома культуры и представители общественности шорского народа.
В старину началом Нового Года считалась весна. С праздником встречи Нового года у шорского народа связано очень многое — это возвращение с зимней охоты, поклонение духам на урожайность, планы на новый год. Всю неделю до праздника шла подготовка: тщательно убирался дом, добела вычищались полы, особенно обращали внимание на порог дома, потому что знали, если порог дома будет грязный, то светлые духи не войдут в этот дом. С большим усердием убирался двор и окрестности, готовились угощения. В этот период были запрещены ссоры, нельзя было употреблять спиртные напитки. Праздник «ЧЫЛ ПАЖИ» — праздник, который изгоняет вражду и дарит людям мир и любовь.
В ходе мероприятия сотрудники музея, совместно с представителями общественности шорского народа знакомят гостей праздника с традициями и обрядами праздника, у гостей праздника есть возможность самим поучаствовать в ритуалах, национальных забавах, отведать блюда национальной кухни шорского народа.
Первый обряд, с которого начинался праздник – это обряд поклонения солнцу.
Второй обряд, который проводился нашими предками – это обряд очищение. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведением очищения всего жизненного пространства. Символом всего плохого здесь выступает черная лента (чалама). В ходе совершения этого ритуала каждый присутствующий на празднике завязывал на ленте 3 узла – грехи, болезни, обиды, которые затем сжигались в маленьком (черном костре). Выкладывался костер строго в форме колодца на западе. Обряд очищения, как правило, проводился до захода солнца. Считалось, что заходящее солнце уходящего года забирало все плохое, невзгоды и несчастья, уносило с собой в нижний мир.
После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производилось «закрытие» этого костра, трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира, иногда эту миссию выполнял кам.
Третий ритуал, совершаемый на празднике – ритуал благодарения огня. Шорцы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили костёр по ходу солнца, окропляли молоком и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь).
И ещё один ритуал, совершаемы на празднике – это ритуал создания нового мира. Этот ритуал очень красивый и самый любимый. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в каждой шорской семье.
Каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему роду (сеоку), семье, и в последнюю очередь самому себе.
После совершения всех необходимых обрядов следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, состязались в силе, ловкости, смекалке. Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями и т. д.
На нашем празднике всегда царит атмосфера хорошего настроения. Организаторы и гости праздника получают массу положительных эмоции и заряд хорошего настроения на весь Новый год.